Вездесущий «Пазик», или История Павловского автобусного завода

Жаркий, тряский, шумный, вечно набитый под завязку людьми – именно такие ассоциации возникают у большинства из нас, когда речь заходит об автобусах ПАЗ. Практически всем хотя бы раз в жизни довелось проехать на этом чуде советского автопрома. Как говорится, в тесноте, да не в обиде. Но мало кто знает, что поголовно ругаемые «Пазики» в свое время не только выигрывали международные конкурсы, но и экспортировались в несколько десятков стран мира.

Своим появлением автобусы ПАЗ, равно как и Павловский автобусный завод, обязаны Горьковскому автозаводу. Строительство последнего было начато в 1930 году, а еще через два года в Павлово-на-Оке было построено так называемое вспомогательное предприятие ЗАТИ. Изначально оно занималось выпуском автомобильного инструмента, но во время Великой Отечественной войны, как и масса других предприятий, было перепрофилировано под производство военной техники. После войны предприятие переименовали в ПАЗ, а в 1952 году с конвейера сошел первый автобус.

ПАЗ-652

ПАЗ-651 был примитивен, но отличался высокой надежностью, что позволяло эксплуатировать его в крайне тяжелых условиях. В 1958 году заводчане представили ПАЗ-652, который сохранил незаурядные внедорожные способности предшественника, но при этом стал гораздо комфортнее. Немудрено, что на ПАЗ-652 обратили внимание и за границей. С этой минуты Павловский автобусный завод стал работать не только на внутренний рынок, но и на экспорт.

ПАЗ-665

Руководству ПАЗа надо отдать должное: оно без стеснения отправляло новые версии автобуса на международные выставки. Так, например, в 1967 году советский автобус ПАЗ-665 «Турист» оказался на Международном конкурсе автобусов, где получил приз за самый оригинальный дизайн. Еще через два года «Пазику» покорилась Ницца, где проходила 19-я Международная неделя автобусов. Немудрено, что постепенно Павловские автобусы стали экспортироваться в более чем 30 стран мира. По большому счету ПАЗы не поставлялись разве что в капиталистические страны.

У себя на родине, естественно, спросом пользовались самые простые версии автобуса. Модель ПАЗ-762, производство которой стартовало в 1968 году и продолжалось более 20 лет, взяла на своя более 80% пригородных и сельских маршрутов. Чуть позже на базе 672-й модели заводчане создали полноприводную версию автобуса, получившую индекс 3201. Не сказать, что техника с двумя ведущими осями и автобусной компоновкой до этого нигде не выпускалась, но крупносерийное производство полноприводных автобусов было налажено именно в Павловске. Неудивительно, что ПАЗ-3201 пользовался огромным спросом не только в Советском Союзе, но и за границей.

ПАЗ-3205

В 1989 году свет увидел автобус нового поколения – ПАЗ-3205. Новинка оказалась настолько перспективной, что на выставке «Автоматизация-90» ей заинтересовались даже несколько американских фирм. Но, к сожалению, перестройка не дала руководству завода в полной мере воспользоваться удачным моментом. Трудные постперестроечные годы Павловский автомобильный завод все-таки пережил, после чего «Пазик» новой волны был несколько раз модернизирован. И опять не обошлось без поставок за границу. О тридцати странах речь уже хоть и не шла, но в тех же Монголии и Венесуэле ПАЗ с индексом 4234 встречается до сих пор.

Окончательно же убедить скептиков, что ПАЗ – это всерьез и надолго, должны сухие цифры статистики. Вот уже который год подряд Павловский завод является крупнейшим российским производителем автобусов. Мало того – заводчане стабильно входят в десятку мировых производителей автобусов. И пусть комфортнее от этого старенькие «Пазики» не становятся, но, согласитесь, вспоминая об этом, ехать будет чуть приятнее.

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика